08.04.2016

Мимо Рио. 7 причин почему у ватерполистов не получилось

Российские ватерпольные эксперты и болельщики могут назвать десятки причин тому, что этим летом в Рио-де-Жанейро не будет мужской сборной. Копать можно очень долго: объяснения могут быть глобальными, а корни проблем можно искать очень глубоко. Это предстоит обсуждать нам в ближайшие месяцы, а пока разберёмся в том, что помешало нашей команде отобраться на Олимпиаду здесь и сейчас.

 

1. Слабая реализация большинства 


Сборная России закончила свое выступление на турнире с процентом реализации лишнего - 25%. У наших соперников этот показатель находится в районе 40-50%. Те мячи, которые все-таки удалось забросить в большинстве, были заслугой отдельно взятых игроков, а не результатом розыгрыша всей командой. За 5 игр мы так и не увидели каких-то комбинаций или перестроений с доставкой мяча под бросок без блока. В нескольких матчах на лишнем команда пыталась играть выход из 3-3 в 4-2. Получалось это не очень эффективно, и что подразумевалось под этим тактическим решением останется загадкой для всех. 

 


2. Травма Лисунова 


Полноценной замены центральному нападающему волгоградского «Спартака» в сборной нет. Когда на поле находился Сергей Лисунов, нашим соперникам приходилось играть глубокую подстраховку, что давало простор в действиях игрокам периметра. В его отсутствие соперники сборной России играли персональную защиту, в результате чего второй линии приходилось сдвигаться на 10 метров. Большая часть бросков с такого расстояния не представляла опасности для противников. В связи с этим следующий пункт. 

3. Однообразие в атаке 


Большинство атак сводилось к доставке мяча Павлу Халтурину и надежде, что он забьет дальним броском. К счастью для команды, в этом компоненте он часто преуспевал, однако для общего успеха этого было мало. В отличие от наших соперников, российских ватерполистов можно было редко увидеть в проходах при позиционном нападении. Не лучше дела обстояли и с контратаками. За 5 игр с прорывов было забито только 3 гола. И на чемпионате Европы и на текущем турнире многие команды практиковали проход подвижных игроков на столба. Учитывая травму Лисунова, для нашей сборной это было очень актуально. Однако лишь в последней встрече на позицию центрального нападающего у нас с ходу начал заходить Артем Одинцов. 

4. Отсутствие Бугайчука 


Еще до старта квалификационного турнира главный тренер сборной Эркин Шагаев назвал большой потерей новость о положительной допинг-пробе московского динамовца. И действительно, на ЧМ-2015 и ЧЕ-2016 Бугайчук был одним из ведущих игроков национальной команды. Добавить нечего. 

 


5. Последний рубеж 


Если в Белграде постоянная ротация голкиперов-одноклубников не оказала негативного влияния на сохранность наших ворот, то в Триесте это стало большой проблемой. И Корнеев, и дебютант сборной Федотов не выручали непростительно часто. Доходило до того, что тренерский штаб по несколько раз за матч менял вратарей. 

 


6. Не все сильнейшие 


В силу разных причин – спортивных, административных и личных – под знамена сборной были вызваны не все сильнейшие игроки. И если некоторые спорные позиции формировались исключительно исходя из спортивного принципа, то на выбор других игроков повлияли факторы иного характера. Достаточно сказать, что в нашем составе мог бы играть лучший бомбардир ЧМ-2015 и чемпионатов страны последних лет Александр Аксенов. Этот список каждый может продолжить сам. 

 


7. Подготовка 


В рамках подготовки к играм в Триесте сборная провела около 40 дней на сборах. Специально для квалификационного турнира ФВПР перекроила расписание чемпионата России. При этом, большая часть игроков команды почти два месяца не принимала участия в официальных матчах. Исключением стали две неафишированные встречи, проведенные в Москве со сборной Бразилии. На примере женской сборной Нидерландов, которая на протяжении полугода в ограниченном составе готовилась к Чемпионату Европы и в итоге не отобралась на Олимпиаду, можно сказать, что создание искусственных условий не всегда идёт на пользу команде. Ну а неучастие игроков в официальных соревнованиях в течение долгого срока только усилило негативный эффект.