26.11.2014

Человек на своем месте

Сегодня исполнилось бы 80 лет тренеру ватерпольных команд МГУ Владимиру Николаевичу Бартяеву.

Свою тренерскую карьеру Владимир Николаевич начал в 1961-м году в Калининграде. Под его руководством юношеская команда ватерполистов "Вымпела" стала одной из сильнейших в Российской Федерации, была призером чемпионата РСФСР и первенства ЦС ДСО "Труд".

В начале 70-х годов " Николаевича" пригласили тренировать команду Московского государственного университета. Вместе с ним команда МГУ неоднократно становилась чемпионом и обладателем Кубка СССР по водному поло, завоевывала Кубок европейских чемпионов. За эти достижения Владимиру Николаевичу Бартяеву было присвоено звание заслуженного тренера РСФСР.

Позднее, когда команда мастеров МГУ прекратила своё существование, Владимир Бартяев остался работать на Кафедре физвоспитания МГУ. Он тренировал любительскую команду Университета, которая неоднократно становилась чемпионом и призёром различных соревнований..

 

ЧЕЛОВЕК НА СВОЕМ МЕСТЕ

Владимир Николаевич работал старшим преподавателем кафедры физического воспитания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. За свою многолетнюю безупречную и по-настоящему подвижническую работу ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».

Последние годы В.Н. Бартяев активно тренировал команду МГУ по мини водному поло, не раз приводя ее к медалям чемпионата и Кубка России. Но вот «золота» при его жизни команда никак не могла завоевать... Поэтому когда ребята из МГУ в прошлом ноябре выиграли чемпионат, свой успех счастливые триумфаторы посвятили Владимиру Николаевичу Бартяеву, прославленному ветерану, своему горячо любимому и уважаемому тренеру.

«Если бы не Владимир Николаевич, этой победы бы не было. Это сто процентов!» - в интонации и взгляде главного тренера студентов Виктора Чекунова действительно чувствуется безоговорочная уверенность в своих словах. - «В МГУ ведь никто не хотел заниматься мини водным поло, когда оно только зарождалось. А он взялся. Потому что человек был такой, очень любил свое дело, болел за него всей душой. Первое, что хочется сказать, когда вспоминаешь Владимира Николаевича - он был очень добрым и порядочным. Всегда вникал в проблемы игроков и помогал им. Прекрасно помню, как еще тогда, когда я был студентом, он ходил в учебные части факультетов и договаривался о продлении сессии для нас, чтобы мы могли спокойно выступать на соревнованиях. То же самое и с военными сборами. Он делал так, чтобы они не совпадали со сроками наших спортивных сборов. А для иногородних студентов он выбивал общежитие в главном здании. Журналисты ведь по сей день живут в другом месте - на улице Шверника, что в соседнем районе Москвы. А он умел договориться, чтобы они жили здесь, в том же здании, что и бассейн. А главное, он был великолепный тренер. И всегда был на своем месте».

- То есть?

Он ведь, по большей части был вторым тренером в профессиональной команде МГУ, но в трудную минуту легко брал на себя обязанности главного. Лишь бы команде было хорошо. Вот и получалось, что он всегда был на том месте, где мог принести больше пользы клубу. Это и было одной из главных черт его характера: готовность всегда прийти на помощь.

- А что интересного, связанного с Владимиром Николаевичем, вспоминается?

Была у него одна забавная черта: он очень любил ребят аккуратненько подтолкнуть к рассказам об их любовных похождениях. При этом делал вид, что ему не особо и интересно. А мог и пожурить чуть-чуть, мол, так нельзя, ну что вы. Но было видно, что ему все это жутко интересно. Было такое чувство, что он гордился тем, что его ватерполисты пользуются успехом у женщин. Гордился как за своих собственных сыновей. Да и не удивительно это, ведь, по его рассказам, в молодости он и сам любил после отбоя на танцы сбегать.

- В последние дни тяжело ему было?

Конечно, но он вообще никогда не жаловался! Мы видели, что ему тяжело, но понимали, что если вместо тренировки он останется дома, то сразу же наденет тапочки и будет шаркать ногами. Это означало бы еще более ранний уход... А вот во время общения с ребятами он молодел! Хоть и кричал на них часто, переживал. А все потому, что максималист. Всегда хотел, чтобы они были самыми лучшими.

- Помогали ему?

Да, чем могли. В чем-то - материально, где-то - знакомствами. Привезти-увезти, врача найти... Кстати, после операции он продолжал плавать. Сначала один бассейн проплывет, потом больше. Понимал, что плавание - это здоровье. Он и сына моего старшего плавать научил. И азам водного поло Игорь тоже у Владимира Николаевича научился. Да, собственно, кто еще мог его научить? Ведь в нашем бассейне тогда Бартяев один и остался. Повторюсь, если бы не он, не было бы нашей победы на чемпионате России!

«Я к нему пришел в пять лет» - подтверждает слова своего отца Игорь Чекунов. - «Сначала учился плавать, затем стал ходить на тренировки по водному поло. Владимир Николаевич был мастером своего дела. Это был очень добрый и отзывчивый человек. Настоящий воспитатель, который умел сплотить команду. Мы с ним могли обсудить не только игровые дела, но и личные вопросы, и он всегда нам помогал. Поэтому все ходили на тренировки с большим удовольствием. Он был каждому из нас как второй отец и это не преувеличение».

Кубок России 2011 год

Чтобы услышать что-нибудь о Владимире Николаевиче Бартяеве не только от тех, кому он был наставником, решаю отправиться прямиком в бассейн МГУ, к заслуженному тренеру России Михаилу Александровичу Шувалову, ныне возглавляющему женскую команду московского Университета.

- Для Владимира Николаевича стало большой трагедией, что прекратила существование команда МГУ. Ведь он как отец родной для всех игроков был. Студентам в учебе помогал. Ходил по деканатам, бился, чтобы им жизнь облегчить. Вплоть до бытовых вопросов - все решал! Он был предан водному поло до самого конца. Летом мы его похоронили, а я его в мае видел в бассейне - до профилактики.

- А помните какой-нибудь случай, ярко отображающий характер Бартяева?

- Помню, в 1970-х годах одного из лучших вратарей мира, Юрия Павловича Митянина, аппендицит прихватил. Мы тогда в Сочи были. С билетами сложно. А Владимир Николаевич, не взирая ни на какие трудности, остался с Митяниным и выхаживал его.

- А как он со студентами ладил?

- Со студентами, имевшими довузовскую спортивную подготовку, он продолжал работать, причем так, как с командой мастеров. Многие этого не понимали. И относились к нему без должного пиетета. Зря! Это был великий мастер!

«Я застал два сезона, когда в университете еще была команда мастеров!» - вспоминает о Владимире Николаевиче вратарь мужской команды МГУ Евгений Русавский. - «Помню, как менялись главные тренеры, а Бартяев был всегда. Он был носителем традиций команды. Славных традиций. Вот и когда все развалилось, он остался в Университете, увлеченно занимался студенческой командой. Помимо действующих студентов, туда приходили и те, кто уже закончил МГУ. По сути, это была единственная внятная ватерпольная университетская команда. То есть практически все водное поло в МГУ на Владимире Николаевиче и держалось. А потом началось мини ватерпольное движение. Владимир Николаевич был человеком, который это все поддержал. Именно под его руководством собрались все те ребята, что выиграли последний чемпионат России.

- А запомнился ли какой-нибудь яркий случай, связанный с Владимиром Николаевичем?

- Историй было много. Все и не упомнить. Сейчас вот что хотелось бы сказать. Когда мы выиграли международный турнир «Мяч на воде» в «Чайке» этим летом, Владимир Николаевич только покинул больницу после операции. Мы взяли огромный кубок, который нам вручили за победу, и отправились к нему домой, чтобы поблагодарить его и сказать нашему наставнику теплые слова. Я впервые побывал у него. И увидел, что это простенькая квартирка в панельном доме. Обстановка, мягко говоря, весьма и весьма скромная. И тогда я подумал, что страна наша никогда не поднимется с колен, или с чего-то иного, на чем там она стоит, пока такие великие люди, столько сделавшие и для самой страны, и для спорта в этой стране, и для молодежи в этой стране, будут жить в подобных условиях.

- А что держало Владимира Николаевича здесь, у разбитого корыта?

- Он просто не мог без этого! Вкладывал всю свою волю и энергию в водное поло. Ведь он был настоящий профессионал! И, несмотря на то, что в последнее время он работал не с мастерами, к делу он относился профессионально. Ребятам-студентам давал такие советы и приоткрывал такие секреты мастерства, что, как говорится, ни в одной книжке не прочтешь! Не могу не сказать об очень личном. Именно Владимир Николаевич научил плавать мою дочь, когда я ее привел в наш бассейн. Он много времени потратил на то, чтобы поставить ей технику, при этом, он был очень добр к ней. Как, впрочем, и ко всем остальным тоже. Для меня он всегда был добрым другом и наставником. От него всегда шла позитивная энергия. Таким мы его и запомнили.